Дзяржаўная ўстанова адукацыі
 "Сваткаўская  сярэдняя школа імя Максіма Танка"

 

Галоўная | Адно акно | Аб установе | Навучэнцам | Бацькам | Настаўніцкая | Музей | Сэрвісы | НДЯА

 

Меню раздзелу

 

 

 

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

 

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

  • наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
  • наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
  • наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
  • единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
  • приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
  • неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

  • привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
  • разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
  • привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
  • воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
  • воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
  • воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
  • привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
  • раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
  • организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
  • воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
  • формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
  • убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

 

Каталог материалов по военно-патриотическому воспитанию

учащихся учреждений общего среднего образования.

Бобровникова, Д. Учительский подвиг в годы Великой Отечественной войны, ГУО «Старосельская средняя школа Ветковского района» Гомельской области) (https://staroeselo.schools.by/pages/hochu-stat-pedagogom).

Внеклассная работа по военно-патриотическому воспитанию, раздел на сайте ГОУ «Осинторфская средняя школа Дубровенского района» (https://osintorf.schools.by/pages/vneklassnaja-rabota):

- квест-игра «Одна у человека мать, одна Родина»;

- заочное путешествие «Это наша с тобою земля»;

- информационный час «Огнем опаленное детство»;

- презентация «Огнём Опаленное детство»;

- литературно-музыкальная композиция «Афганистан болит в душе моей»;

- литературно-музыкальная композиция «Мир и единство – сила народа».

ВоенТВ подготовило видео в помощь руководителям по военно-патриотическому воспитанию школьников (https://www.sb.by/articles/voentv-podgotovilo-video-v-pomoshch-rukovoditelyam-po-voenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-shkolnikov.html).

Войтеховская А.В., Шот С.А., Правко А.И. Игровая программа «Легко ли быть солдатом?», ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно» (https://groiro.by/files/01030/obj/145/31643/doc/Легко%20ли%20быть%20солдатом%20СШ32.pdf).

В помощь классному руководителю. Сценарные разработки ресурсного центра «Военно-патриотическое воспитание учащихся» ГУО «Средняя школа № 35 г. Бреста» (https://35brest.schools.by/pages/v-pomosch-klassnomu-rukovoditelju):

- информационные материалы «Великая Отечественная война в Беларуси»;

- документально-поэтическая композиция «Войны священные страницы навеки в памяти людской»;

- историко-литературная композиция «Хроника Великой Победы»;

- классный час «Символика Республики Беларусь: герб, флаг и гимн»;

- презентация «Государственная символика Беларуси»;

- классный час «Все помнится, никто не позабыт…»;

- классный час «Вы еще не успели признаться в любви к Беларуси- тогда мы идем к вам»;

- классный час, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Они дошли с победой до рейхстага»;

- классный час, посвященный 75-летию Великой Победы «Подвиг народа мы не забудем!»;

- классный час «Я - гражданин Республики Беларусь»;

литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Письма как летопись боя…»;

- литературный час «ДОЛГИЕ ВЕРСТЫ ПОБЕДЫ»;

- музыкальный час «Песенная летопись Великой Отечественной войны»;

- познавательная игра для старшеклассников, посвященная Дню Победы;

- сюжетно-игровая программа «Всё, что было не со мной - помню»;

- устный журнал «Народы Беларуси: нравы, традиции, обычаи».

Ермашкевич, Е.Б. «Городенъ» – защитник своей страны: из опыта работы / Е. Б. Ермашкевич, Л.В. Яскевич. – Гродно : ГУО «Средняя школа № 3 имени В.М. Усова г. Гродно», 2019. – 51 с. (https://drive.google.com/file/d/1nI7jW8RLchXXCaya_9Jb6cu45aJF0L8k/view).

Книга памяти воинов-интернационалистов, УО «Республиканский центр экологии и краеведения» (https://rcek.by/en/7967-2/).

Кулеш Н. И. Творческий вечер-воспоминание «Слеза, застывшая на камне», ГУО «Щорсовский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» (https://groiro.by/files/01030/obj/145/31643/doc/Слеза,%20застывшая%20на%20камне.pdf).

Материалы XIX Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи:

- Брестская область (https://boiro.by/деятельность/выставки/xix-республиканская-выставка-научно-методической-литературы-педагогического-опыта-и-творчества-учащейся-молодежи-2021);

- Витебская область (https://drive.google.com/file/d/1p7sEyOs8PX8i6r0icE6vgMyiLUoNX4Nc/view);

- Гомельская область (http://www.iro.gomel.by/images/doc/vistavky/annot21.pdf);

- Гродненская область (http://nov.groiro.by/VistavkaXIX/mobile/index.html#p=8);

- Минская область (https://moiro.by/files/00206/obj/115/184663/doc/Минская_каталог.pdf);

- г. Минск (http://mgiro.minsk.edu.by/main.aspx?guid=156631);

- Могилевская область (https://drive.google.com/file/d/16gkSTJCVLe5OA2JPI_NF-jjykC4hNwBa/view).

Метадычная скарбонка рэсурснага цэнтра па грамадзянскім і патрыятычным выхаванні ДУА «Сіняўская сярэдняя школа Клецкага раёна» (https://sinyavka.kletsk-asveta.gov.by/выхаваўчая-работа/рэсурсны-цэнтр-па-грамадзянскім-і-патрыятычным-выхаванні):

праект "Мая малая радзіма: ад вытокаў да сучаснасці»;

тэматычны вечар, прысвечаны Дню абаронцы Айчыны «Сустрэча трох пакаленняў»;

інфармацыйная гадзіна “Афганістан баліць у маёй душы”;

- “За другі свае…” (духоўныя традыцыі праваслаўнага воінства);

- “Зямля бацькоў – мая зямля!”;

гульня-падарожжа "Любі свой край";

- “Пазнай Беларусь – і ты яе палюбіш”;

- віншавальная праграма «Верна служу – ні аб чым не тужу»;

конкурсная праграма «Стаць і я хачу салдатам!»;

- прэзентацыя "Завочная экскурсія".

Методические разработки ресурсного центра по гражданскому и патриотическому воспитанию ГУО «Средняя школа № 2 г. Поставы имени Н.М. Осененко» (https://drive.google.com/drive/folders/14abZIwp3kbkCxL1wQtfnjhzhyf1b2o7S).

Моя малая родина. Сборник сценарных разработок (составитель Красовская Е.П.), ГУО «Дисненская средняя школа» (https://drive.google.com/file/d/1satHDIdMHJ9DSoUWaIk9HE5kc0gcHsTV/edit)

Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с. (https://socio.bas-net.by/wp-content/uploads/2020/01/Sbornik-Patriotizm-2019.pdf).

Писсякова, Н.Ч. Минута славы для мальчиков «Браво, мальчишки!» – ГУО «Великонемковский детский сад – средняя школа Ветковского района» Гомельской области) (https://velikie-nemki.schools.by/pages/stsenarii-vneklassnyh-meroprijatij).

Позняк, И.И. Нам завещано помнить, ценить и беречь память о Победе: из опыта работы / авт.-сост. И. И. Позняк. – Скидель : ГУО «Средняя школа № 1 г. Скиделя», 2019. – 66 с. (https://drive.google.com/file/d/1kRH4O1V1HJU3OehF66fM0e5WR5GeBffM/view).

Рукша, А.В. От детской мечты – к служению Отечеству: из опыта работы / А. В. Рукша. – Гродно : ГУО «Средняя школа № 3 имени В. М. Усова г. Гродно», 2021. – 48 с. (https://drive.google.com/file/d/1fyDqlpas4Z4ENFRIKiDk4d3tbepy46fB/view).

Тарасюк И.И. Информационно-методическая папка «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?» (из опыта работы), ГУО «Детский сад – средняя школа №4 г. Кобрина» (https://disk.yandex.by/i/iP90xvrRVWgqDg).

 

 

     

 

тэлефон 8-017-97-38338 , электронная пошта   svatki@myadel.edu.by , рэгістрацыйнае пасведчанне